Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы работы обусловлена тем, что наблюдается постепенное исключение из Конституции норм, носящих преимущественно политико-идеологический характер. Так, например, исключение термина «политическая система» из механизма конституционного регулирования устоев российского общества не означает, что политическая система как реальность и научная категория не существует.
В условиях правового государства существенно меняется роль политических институтов (партий, общественных организаций и массовых движений) и других звеньев политической системы в механизме осуществления власти.
Объектом данной работы являются общественные отношения, возникающие в связи с взаимодействием государства и политических партий.
Предметом работы являются нормы действующего законодательства, регулирующие взаимоотношения государства и политических партий, практика их применения, а так же научная и учебная литература по теме работы.
Целью настоящей работы ставится изучение государства и политических партий.
Задачами работы ставится:
• исследовать современное понимание государства;
• изучить процесс формирования и значение политических партий;
• определить взаимоотношения политических партий и государства;
• проанализировать актуальные проблемы государства и политических партий России.
Работа состоит из введения двух глав, заключения и библиографического списка.
1. Понятие государства и политических партий
1.1. Современное понимание государства
Государство выступает в качестве управляющей системы по отношению к гражданскому обществу как управляемой системе. Вместе с тем гражданское общество функционирует как саморегулирующаяся социальная система, детерминирующая государство. В том что гражданское общество - система саморегулирующаяся и одновременно управляемая, нет противоречия. Оно саморегулируется, в частности, так, что само для себя формирует управляющую систему - аппарат государственной власти. Саморегулирующееся общество задает параметры и пределы государственного вмешательства, предопределяет функции и задачи государства. Таким образом, соотношение гражданского общества с государством осуществляется посредством конструирования ряда социальных коммуникаций в коммунитарной системе потребностей и разделения труда, правосудия, внешнего порядка.
Вопросу понимания государства уделялось значительное внимание в юридической науке на протяжении многих веков. За это время предложено множество определений государства, основанных на разных научных позициях, учитывающих различные признаки и качества, однако ставить точку в исследовании этого вопроса рано. Универсального понятия государства не существует и в настоящее время.
Через понятие государства происходит рассмотрение содержания множества политико-правовых категорий, и отсутствие единого подхода к пониманию государства влияет на достоверность выводов по наиболее значимым научным проблемам.
В науке теории государства и права государство предлагается рассматривать в широком и узком смысле. Одновременное использование разных смысловых значений государства позволяет добиться непротиворечивости при сопоставлении положений отдельных институтов юридической науки.
Так, часто государство рассматривается как основной элемент политической системы общества. В частности, А.В. Мелехин рассматривает государство в качестве основного звена политической системы общества, уделяет внимание отношениям государства с политическими партиями, религиозными организациями, предпринимательскими структурами, органами местного самоуправления. Подобный подход встречается и в работах других ученых. С точки зрения удобства рассмотрения вопросов отношения государственной власти, выраженной в системе органов государственной власти, с элементами гражданского общества и иными институтами такой подход можно признать целесообразным, но с позиции науки это является недопустимым. Государство как единство публичной власти, населения и территории (в широком своем значении) не может быть основным элементом политической системы, так как политическая система формируется внутри государства. Значит, в вышеназванном случае государство понимается в узком смысле как система органов государственной власти, т.е. как механизм или аппарат государства.
В то же время, когда рассматриваются признаки государства, характеризуются такие качества, как территория, население, суверенитет, публичная власть, система налогов и сборов и др. Указанными качествами не может обладать государство в узком смысле. Следовательно, использование при научном исследовании как узкого, так и широкого понимания государства позволяет избежать противоречивости положений отдельных институтов теории государства.
Многие авторы дают понятие государства без указания на то, в каком - широком или узком - смысле они рассматривают это явление. Так, А.А. Диденко указывает, что «государство - это суверенная политико-территориальная организация публичной власти, которая осуществляет управление обществом и располагает для этого аппаратом, органами принуждения и системой законодательства». Р.Т. Мухаев определяет государство как особую форму организации политической власти в обществе, обладающую суверенитетом и осуществляющую управление с помощью специальных органов. Е.М. Гиляров понимает государство как особую структурную политико-территориальную организацию общества, обладающую суверенной публичной властью, осуществляемой для решения общих для общества дел, специальным аппаратом, обеспечивающую управление обществом с помощью правовых велений и существующую на налоги.
Названные определения близки больше к характеристике государства в узком смысле. В данных определениях отображаются общепринятые признаки государства, но сам термин «государство» раскрывается через организационную структуру, которая осуществляет государственную власть. Тем самым первичным и главным выделяется именно государственно-властный механизм.
Совместное сосуществование двух смыслов понимания государства является спорным. С точки зрения формальной логики определение любого понятия, в т.ч. понятия государства, должно быть исчерпывающим. Таким образом, существование узкого понимания государства противоречит правилам логики и не может быть приемлемым для юридической науки.
Государство в узком смысле есть не что иное, как структурно организованный государственный механизм, сопряженный с волевым компонентом носителя государственной власти. Иными словами - это государственная власть. По нашему мнению, термин «государственная власть» может выступать адекватной заменой государства в узком смысле. Тем самым удастся избежать путаницы, связанной с определением государства, с наличием различных его смыслов.
Узкий подход к пониманию государства вступает в противоречие с демократической формой организации власти. Если органы государственной власти формируются населением, то они не могут существовать обособленно от него. Источник государственной власти не может быть оторван от конкретных ее носителей, воплощенных в системе органов власти, ведь в интересах населения и выражен волевой компонент государственной власти. Простая совокупность элементов механизма государства без волевого компонента не может составлять государство даже в узком его значении. Отсюда - при узком подходе - бессмысленно противопоставление государства и гражданского общества, которое и формирует органы власти.
Наиболее приемлемым для юридической науки является широкий подход к пониманию государства как единства населения, территории, публичной власти, а также суверенитета, который является непременным атрибутом публичной власти.
Население, территория и публичная власть - это взаимосвязанные элементы в едином понятии государства. Связи между этими элементами также формируют содержание понятия государства и определяют специфику данного института.
В то же время следует отметить, что определение государства через совокупность таких элементов, как население, территория, публичная власть и суверенитет, достаточно упрощено. Современный тип государства несколько видоизменился, большое значение приобрели нормы международного права и международные организации, которые влияют как на наличие самой государственности, так и на ее качественное своеобразие.
Так, например, международную правосубъектность приобретает только признанное государство. Международное признание - это акт, которым государство признается таковым иными государствами. С одной стороны, акт международного признания - это своевольное решение признающего государства, а с другой, международное признание - это необходимое решение, лишь удостоверяющее то, что определенное государство является таковым фактически. То есть наличие всех признаков государственности непременно должно привести к признанию государства со стороны других (хотя на практике не всегда такое происходит). Осуществить международное признание тем самым можно только в отношении государства в широком его понимании.
Подводя итог вышеизложенному, следует предложить определение государства.
Государство - это общество, образованное в пределах относительно обособленной территории, в котором с
Фрагмент для ознакомления
3
Библиографический список
1. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ).
2. Федеральный закон от 11.07.2001 N 95-ФЗ «О политических партиях» // Собрание законодательства РФ, 16.07.2001, N 29, ст. 2950.
3. Авакьян С.А. Конституционно-правовой статус политических партий в России. М.: НОРМА, 2011; Саликов М.С. Партийная система России: динамика конституционно-правового регулирования // Российский юридический журнал. 2012. N 4.
4. Белуза А. Голос не для галочки // Российская газета. 2016. 17 августа.
5. Белуза А. Дистанция длиной в бюллетень // Российская газета. 2016. 22 августа.
6. Белуза А. С наступающим днем голосования // Российская газета. 2016. 17 августа.
7. Белуза А. ЦИК допустил до выборов в Госдуму 14 партий // Российская газета. 2016. 12 августа.
8. Верховенство права в Интернете и в остальном цифровом мире: темат. докл., опубликованный Комиссаром Совета Европы по правам человека // Прецеденты Европейского суда по правам человека: электрон. период. изд. 2015. N 1. С. 133 - 147.
9. Гончаров В.В. Место и роль института Президента Российской Федерации в системе исполнительной власти в стране // Юридический мир. 2013. N 3. С. 55 - 60.
10. Гончаров В.В., Жилин С.М. Принципы организации и деятельности института Президента Российской Федерации // Современное право. 2012. N 12. С. 35 – 44.
11. Гончаров В.В., Поярков С.Ю. Модель современной «русской власти»: условия паритетности // Государственная власть и местное самоуправление. 2016. N 3. С. 25.
12. Денисов С.А. Злоупотребление властных субъектов нормами конституционного права // Конституционное и муниципальное право. 2016. N 6. С. 3.
13. Денисов С.А. Имитация конституционного строя в России // Конституционное и муниципальное право. 2012. N 10. С. 3.
14. Краснов М.А. Законодательно закрепленные полномочия Президента России: необходимость или сервилизм? // Сравнительное конституционное обозрение. 2011. N 4. С. 7.
15. Лебедев В.А. Государственная власть и политические партии в современной России: конституционно-правовые проблемы их взаимодействия // Конституционное и муниципальное право. 2017. N 11. С. 26.
16. Осавелюк А.М. Форма правления и государственный режим как стратегия и тактика в системе правовой политики России // Стратегия национального развития и задачи российской юридической науки: Сборник докладов Международной научно-практической конференции, секций конституционного и муниципального права, международного права, интеграционного и европейского права, международного частного права (Москва, 24 ноября - 3 декабря 2015 г.). М.: Проспект, 2016. С. 7 – 11.
17. Перевалов В.Д., Хазанов С.Д. О методологических основах оценки эффективности мер противодействия коррупции // Рос. юрид. журн. 2016. N 2. С. 22 – 31.
18. Петров В. ЦИК обнародовал результаты выборов в Госдуму // Российская газета. 2016. 23 сентября.
19. Петров В. ЦИК получил 467 жалоб на ход думской кампании // Российская газета. 2016. 17 августа.
20. Пискунова Е.А. Общественный контроль в системе взаимоотношений государства и общества // Проблемы конституционного развития РФ / Отв. ред. В.И. Фадеев. М., 2013. С. 112.
21. Правовое обеспечение государственного управления и исполнительная власть: учебник для магистров / Э.П. Андрюхина, И.В. Ахрем, Н.Н. Бакурова и др.; под ред. С.А. Старостина. Москва: Проспект, 2017. С. 89.
22. Протасов В. Н. Теория права и государства. М: Юрайт, 2012. С. 72.
23. Трофимова Г.А. Система федеральных государственных органов в России // Административное и муниципальное право. 2016. N 5. С. 423.
24. Чаплыгина А.Ю. Проявления политической коррупции в России в условиях трансформации политического режима и кризиса 90-х годов // Государственная власть и местное самоуправление. 2013. N 1. С. 37 - 40;
25. Черепанов В.А. Об источнике государственной власти субъекта Российской Федерации // Российская юстиция. 2015. N 7. С. 54.